Воспаление — комплекс защитных биохимических реакций, возникающий в ответ на патоген (в нашем случае это вирус) и ограничивающий его распространение в организме. Сразу отметим, что воспалением наш организм реагирует не только на сам патоген и его молекулы, но и на массовую гибель наших собственных клеток в результате заражения, на высвобождение и их молекул тоже.
Первая воспалительная реакция организма в ответ на инфекцию — это синтез соединений (активных форм кислорода, NO, гистамина, цитокинов, хемокинов, ферментных систем крови и многих др.), вызывающих изменение в местном кровотоке, а именно, расширение сосудов и повышение их проницаемости, рекрутинг и активацию лейкоцитов и макрофагов в очаг воспаления.
По некоторым данным, SARS-CoV-2 может оказывать влияние на синтез интерферонов, что может объяснять патогенность нового коронавируса, так как это помогает ему снижать эффективность противовирусного иммунного ответа
[53,
54,
55]. Дело в том, что репликация РНК-вирусов приводит к активации
PRRs (паттерн распознающих рецепторов), которые активируют транскрипцию регуляторных факторов интерферонов (
IRFs) и ядерного фактора
NF-κB. Активация IRFs и NF-κB, как правило, индуцирует противовирусный ответ, который условно можно поделить на две фазы: во время первой активируется система интерферонов (IFN-I и IFN-III) и увеличивается транскрипция интерферон-стимулированных генов (ISGs); на второй фазе происходит индукция хемокинов, которые регулируют рекрутинг определенных типов лейкоцитов
[56].
В недавнем исследовании было установлено, что в условиях in vitro, по сравнению с другими респираторными вирусами (MERS-Cov, SARS-Cov и др.), SARS-CoV-2 индуцирует более слабый противовирусный ответ, с более низкой транскрипцией генов IFN-I и IFN-III. Интересно, в том же исследовании было показано, что у пациентов с COVID-19 отмечается более низкий уровень транскрипции IFN-I и IFN-III
[56]. При этом отмечается высокий уровень провоспалительных цитокинов (
IL-6, IL1RA) и хемокинов (
CCL2, CCL8 CXCL2, CXCL8, CXCL9, CXCL16) [56].
Эти данные отчасти объясняют, почему инфекция SARS-Cov-2 вызывает тяжелые формы COVID-19: вирус подавляет систему интерферонов, которые медленнее включаются в иммунный ответ, и в результате может развиваться воспаление, приводящее к повреждению тканей.
С другой стороны, в другом исследовании
[57] было показано, что рецептор SARS-Cov-2 — ACE2 — является одним из ISGs генов, индуцируемых IFN-I в ответ на инфекцию коронавирусом. Поэтому авторы исследования предполагают, что вирус может использовать систему интерферонов организма для увеличения количества рецепторов ACE2 на клетках, способствуя инфицированию новых клеток.
Вирус SARS-CoV-2 может напрямую инфицировать Т-лимфоциты, но в них вирус, вероятно, не может активно реплицироваться
[58].
Воспаление тесно связано с реакциями врожденного иммунитета. SARS-Cov-2, как и любой патоген, вызывает иммунный ответ: в очаг воспаления активно привлекаются клетки иммунной системы, вырабатывается еще больше медиаторов воспаления, в процесс вовлекается все больше и больше соседних тканей
[59,
60].
После запуска воспаления, активируется сначала
врожденный иммунитет (неспецифический), а затем —
адаптивный или специфический иммунитет, то есть влияющий именно на вирус SARS-Cov-2. Вместе они устраняют патоген и гасят воспаление.
Иммунная система устроена таким образом, что когда вырабатывается специфическая защита (
нейтрализующие антитела в крови, а также иммунологическая память), организм начинает эффективнее бороться с вирусом, что важно как при первичном ответе, так и в случае повторной инфекции.