Шопенгауэр в «О ничтожестве и горестях жизни» приходит к выводу: да лучше было б и не жить никогда и никому, когда такое вокруг. Вообще, Шопенгауэр к жизни подходит по-бухгалтерски и доказывает, что оно того не стоило:
«Если жизнь что-нибудь дает, то лишь для того, чтобы отнять».
«Мир оказывается полным банкротом и жизнь — такое предприятие, которое не окупает своих издержек».
«И оттого наша жизнь прежде всего подобна платежу, который весь подсчитан из медных копеек и который надо все-таки погасить: эти копейки — дни, это погашение — смерть».
«Ибо в конце концов время — это оценка, которую делает природа всем своим существам: оно обращает их в ничто».
«Так старость и смерть, к которым неуклонно поспешает всякая жизнь, являются осуждающим приговором над волей к жизни».
«... зло никогда не погашается, никогда не уравновешивается тем добром, которое существует наряду с ним или после него: «Тысячи наслаждений не стоят одной муки» (Петрарка)».
«... да и смерти не должно было бы существовать, или не должна была бы она представлять для нас ничего страшного. Лишь в таком случае жизнь окупала бы себя».
«Истина же такова: мы должны быть несчастны, и мы несчастны».
Со своей стороны, спустя двести лет, перефразирую слова из песни «Если у вас нету тёти, то вам её не потерять»: если вам умирать, то это и не жизнь.
Всвязи с этим у меня такой вопрос. А что вы собираетесь делать с таким бодрящим интеллектуальным наследием? Неужели забить? Просто докатиться до смерти, даже не попытавшись ничего изменить?
Хорошая новость в том, что есть ощущение, что тектонические изменения произошли, и трансгуманизм (все, кто против смерти) выигрывает последнюю битву человечества с новой архаикой. Просто потому что посланцы ада и консерватизма физически не успевают устроить новое средневековье.
Тем не менее, судьба отдельного человека — в его собственных руках. И успевает ли он купить билет в 22 век или проспит — его собственное решение. Чаще всего оно связано с игнорированием всего, что говорят ему те из современников, кто проблемой смерти всё-таки занимается.