Ученые-новаторы садятся такому на уши, обещают лекарство от старости, и полетели в никуда денежки.
Часто экспертный совет вокруг инвестора — это и есть получатель средств. Основная задача членов совета — не допустить к телу других ученых.
Что делать? Лично я исхожу из того, что пусть лучше у тебя уведут хороший проект в продлении жизни, чем ты отдашь деньги в плохой. В конце концов, продление жизни важнее заработка.
Кроме того, я за то, чтобы возник огромный общественный интерес к подобным проектам, живая дискуссия.
Из этого следует, что надо заниматься открытыми проектами, именно в них есть потенциал переломить ситуацию.
То есть, если вы непрофильный инвестор, действуйте настолько открыто, насколько это возможно. Информируйте профессиональное сообщество о своих планах и получайте обратную связь.
Сейчас объясню на примере. Я знаю трёх бизнесменов, которые выражали желание профинансировать работы, связанные с пересадкой головы.
Я говорю: «Окей, давайте сделаем проект открытым. Опубликуем план и посмотрим на реакцию. Если есть ошибки, то у нас тут такие люди, придут и укажут. Если будет выявлена принципиальная невозможность, выкидываем проект. Если что-то можно доработать, попробуем это сделать. Главное, чтобы критика была содержательная».
Такой подход удобен, потому что ты получаешь мгновенную реакцию. Мгновенную.
Сам я очень не люблю секретные проекты. Во-первых, их и так много в биотехе. Во-вторых, значение борьбы со старением настолько огромное, что оно должно перевешивать желание прийти к финишу первым. Тут важно вообще прийти.