Дряхлые клетки ещё лет 15 назад были почти неизвестны науке. А сейчас они не просто изучаются — уже фактически предложены подходы для блокирования этого механизма старения. Давайте я скажу пару слов о трёх самых неожиданных решениях, возникших за последние 3 года.
В первом случае американские онкологи, Scott Lowe с коллегами использовали для очистки от сенесцентных клеток специальным образом модифицированные иммунные Т-клетки. Которые экспрессируют так называемый химерный антигенный рецептор (chimeric antigen receptor или сокращенно CAR). Получаются те самые CAR Т-клетки, о которых сейчас много говорят в профессиональных кругах.
Ранее их активно использовали в иммуноонкологии для удаления переродившихся клеток. А сейчас мы наблюдаем настоящий бум клинических исследований по CAR Т-клеткам. По данным ClinicalTrials.gov, проходят уже несколько сотен клинических испытаний связанных с ними терапий. Начиная с конца 90-х годов, их сконструировано уже 5 поколений.
Теперь CAR Т-клетки онкологи успешно
опробовали в качестве сенолитиков.
Во втором случае ученые показали способность внеклеточных везикул бороться с сенесцентностью.
Везикулы — это такие пузырьки, окруженные мембраной. Их секретируют клетки, в большом количестве — стволовые клетки.
Сегодня эти везикулы очень активно изучаются как терапевтическое средство по переносу полезных биологических грузов, белков, нуклеиновых кислот, низкомолекулярных препаратов. Интересна их недавно описанная роль в сенесцентности.
Ещё в 2019 году английские и испанские ученые
описали, как дряхлые клетки выделяют везикулы с белком IFITM3, которые буквально заражают нормальные клетки сенесцентностью, вызывая у них старение.
А недавно вышла
работа про обратный процесс: везикулы из молодых клеток уменьшали клеточное старение в старом организме, снижая перекисное окисление липидов. Ключевой молекулой, которую несли «молодые» везикулы, оказался антиоксидантный фермент GSTM2, большое количество которого характерно для долгоживущих видов, например, голых землекопов.
До этого, в 2019 году, была
работа американских биологов из университета Джона Хопкинса. Они обнаружили во внеклеточных везикулах из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК) важный антиоксидантный фермент, пероксиредоксин. А главное, ИПСК — чемпионы по количеству внеклеточных везикул. Они секретировали их почти в 20 раз больше, чем другой вид стволовых клеток — мезенхимальные.
Терапия везикулами скорее всего станет терапией принципиально нового типа.
Третий подход по борьбе с сенесцентностью был описан совсем недавно, в мае этого года. Американцы из университета Калифорнии смогли активировать специальные иммунные клетки, борющиеся со старением — инвариантные естественные Т-клетки киллеры (NK-клетки).
Проверили на двух животных моделях: мышах с ожирением и фиброзом. Для активации использовали альфа-галактозилцерамид (α-GalCer), хорошо известный липидный антиген, который специфически активирует эти иммунные клетки.
В итоге у мышей с ожирением удалялись сенесцентные (дряхлые) предшественники жировых клеток. Это потенциальный подход к борьбе с ожирением в старости. И к предотвращению развития диабета.
А на фиброзной модели очистка от сенесцентных эпителиальных и мезенхимальных клеток привела к замедлению профиброзных процессов. Это позволит практически всем старым тканям лучше выполнять свои функции.
Я рассмотрел сейчас небольшую, но важную тему в старении — то, что клетки дряхлеют, портят ткани, и их можно очищать.
Потенциал для новых терапий здесь есть. Но нет ни одного института по изучению исключительно сенесцентности, нет ни одной госпрограммы — поле непаханное. Даже Nature так считает, публикуя в мае еще одну
статью «Старение иммунной системы — драйвер сенесцентности и старения органов».
Более развернуто мы расскажем о научных задачах в нашей новой книге. Надеюсь, она выйдет в этом году.