Сегодня весь день будет шум и гам. И есть, от чего.
FDA одобрилаадуканумаб — препарат, предназначенный для лечения болезниАльцгеймера (БА). Адуканумаб — это антитело к бета-амилоиду. Агрегаты бета-амилоида накапливаются и формируют между нервными клетками характерные для БА амилоидные бляшки. При этом роль бета-амилоида в процессе развития болезни Альцгеймера не до конца изучена.
Из википедии: «В рамках наиболее распространённой амилоидной гипотезы считается, что важную роль в запуске необратимых изменений в мозге пациента играет пептид Aβ42.
Эта форма способна образовывать олигомеры и нерастворимые скопления значительного числа монопептидов в структуре бета-складки, которые получили название амилоидных бляшек.
В первоначальном варианте амилоидной гипотезы, предложенной в начале 1990-х годов Харди и Хиггинсом, предполагалось, что амилоидные бляшки вызывают патологические изменения в мозге больного, которые проявляются в образовании нейрофибриллярных клубков, нарушении синаптической передачи, гибели нейронов и возникающей вследствие этого деменции».
FDA одобрила адуканумаб в ускоренном порядке. Это означает, что для того, чтобы препарат оставался на рынке, Biogen должна провести дополнительные рандомизированное контролируемое клиническое исследование и доказать клиническую эффективность препарата.
Если испытание не подтвердит клиническую пользу, FDA может инициировать процедуру отмены одобрения препарата.
Biogen планирует продавать препарат под торговой маркой Адухельм (Aduhelm). Он будет стоить $56 000/год.
В интервью главный исполнительный директор Biogen Мишель Вунацос сказал, что компания уже произвела миллионы флаконов с лекарством, и что он выйдет на рынок в течение двух недель, как только компания напечатает этикетки. По его словам, более 900 инфузионных центров в США готовы к введению лекарств.
Из хорошего — это может означать, что врачи начнут ловить раннюю БА, потому что препарат действует на ранней БА.
ARIA Информация о назначении Адухельма включает предупреждение об аномалиях, связанных с амилоидом (ARIA), которые чаще всего проявляются как временный отек в областях мозга, который обычно проходит со временем и не вызывает симптомов. Хотя у некоторых людей могут быть такие симптомы, как головная боль, спутанность сознания, головокружение, изменения зрения или тошнота.
Еще одно предупреждение для Адухельма касается риска реакций гиперчувствительности, включая ангионевротический отек и крапивницу. Наиболее частыми побочными эффектами Адухельма были АВСА, головная боль, падение, диарея и спутанность сознания / делирий / изменение психического статуса / дезориентация.
В истории есть много запутанного. Например, FDA разрешила Biogen пропустить важный этап в разработке лекарств — КИ фазы 2 — и сразу начать фазу 3. Но в 2018 году всё-таки решили начать фазу 2, а потом всё-таки решили прервать. Вот ссылка на это исследование.
21 марта 2019 года Biogen сообщила, что останавливает исследования фазы 3 — ENGAGE и EMERGE.
Тогда акции Biogen упали с $320 до $226. Казалось, адуканумабу и амилоидной гипотезе пришел конец. Но нет. В ноябре 2019 года Biogen сообщила, что подает заявку на одобрение адуканумаба.
После всех манипуляций получилось, что EMERGE — это первое КИ поздней стадии из более чем 25 РКИ препаратов, направленных на удаление амилоида, которое продемонстрировало клиническую эффективность. Такой хороший результат может быть получен из-за более тщательного подбора пациентов.
Например, в исследование включили пациентов на более ранних стадиях заболевания (Mild Cognitive Impairment и легкая БА), то есть до существенного повреждения нейронов. Возможно, для таких пациентов удаление амилоида может иметь больше влияние. Также для включения в исследование пациент должен был подтвердить наличие бета-амилоида в головном мозге.
Но осталось много сомнений. Хотя EMERGE достиг своей основной конечной точки, его параллельное сестринское исследование ENGAGE не дало результатов, несмотря на отсутствие различий в исходных характеристиках между двумя испытаниями. Бета-амилоид играет важную роль в патогенезе БА, но взаимосвязь между снижением амилоидной нагрузки в головном мозге и замедлением когнитивного снижения полностью не изучена.
Предыдущие поздние стадии клинических испытаний препаратов, направленных на удаление амилоида, эффективности не показали. Так что всё ещё непонятно, достаточно ли удаления амилоида для отсрочки когнитивного снижения или обращения вспять когнитивных изменений, которые уже произошли.
С методологической точки зрения также есть ряд вопросов, например, невозможность реального ослепления из-за аномалий, связанных с амилоидом (ARIA).
Остальное можно почитать здесь (Aducanumab for Alzheimer’s Disease: Effectiveness and Value Draft Evidence Report May 5, 2021).
Вообще, сектор БА — один из самых рискованных, многие препараты не проходят третью фазу КИ. Например, на сайте clinicaltrials.gov зарегистрированы 166 завершённых или остановленных КИ фазы 3, спонсированные биотех-компаниями. И это при том, что с 2003 года ни одного препарата одобрено не было, а всего FDA одобрило 5 препаратов. Но никто не восстанавливал когнитивные функции или замедлял течение БА.
При этом, ожиданий много. Именно из-за этих ожиданий в день одобрения адуканумаба выросли акцииещё и другой компании — Cassava Sciences.
Кассава — это либо как такая Модерна, но для болезни Альцгеймера, либо пузырь. Пока не знаем, как к ней относиться, надо детально разобрать. У неё низкомолекулярный препарат симуфилам, он стабилизирует филамин А.