Работа выполнена при финансовой поддержке
Алексея Губарева и фонда Haxus

Биотех vs ожирение

Дора Батаева
8 июня 2020
Регуляция потребления и расхода энергии
Это третья статья из нашей серии, посвященной биотех-компаниям, чьи технологии в будущем могут стать частью терапии старения. Подробнее о стратегии можно почитать в нашей первой статье. А в этой мы сосредоточимся на проблеме ожирения.

Сложная система регуляции массы тела, запасания и расхода энергии, чувства голода и насыщения сформировалась задолго до появления человека. Калорийную пищу в те времена (миллионы лет назад) еще не изобрели, а животные почти все свободное время проводили в поисках еды. Поэтому неудивительно, что эта система дает сбои сейчас, когда большинство профессий подразумевает сидячий образ жизни, а доступная пища сверхкалорийна.
Клинические исследования препаратов, предназначенных для лечения ожирения, проводят Novo Nordisk, Novartis, Amgen, Ionis, Hanmi (не торгуется). Лидер — Novo Nordisk, которой удалось перенаправить препарат, изначально предназначенный для лечения диабета, на лечение ожирения. Позже ее примеру попытались последовать и другие фармгиганты, и многие же от этой затеи отказались: по эффективности препараты все же уступают бариатрической хирургии, а побочные действия довольно серьезны. Например, в этом году был отозван препарат лоркасерин компании Eisai [1]. Выяснилось, что его применение увеличивает риск развития рака.

В этой статье вы не увидите словосочетания "лишний вес", потому что мы не беремся решать, какие части тела у людей лишние. Зато найдете интересные механизмы действия кандидатов для лечения ожирения. Обзор уже выведенных на рынок препаратов можно найти на сайте Мосмедпрепараты.
Ожирение — системная проблема, которая может быть вызвана множеством причин, поэтому и решать ее нужно с помощью системного подхода. На рисунке справа — карта связей ожирения и факторов питания, образа жизни, сопутствующих заболеваний. Вот здесь вы можете поиграть с этой картой, пройти по ссылкам и дополнить её.

Факты
  1. Ожирением в мире страдает 758 млн человек — почти столько же, сколько и от нехватки питания (843 млн человек).
  2. Ожирение — фактор риска тяжелого протекания COVID-19. У 41,7% пациентов с тяжелой формой COVID-19 ожирение было сопутствующим заболеванием.
  3. По оценке ВОЗ, ожирение и связанные с ним проблемы со здоровьем (диабет и сердечно-сосудистые заболевания) являются причиной около 2,8 млн смертей в год.
  4. Людей с ожирением больше, чем болезненно худых и недоедающих, во всех регионах, кроме Тропической Африки и Азии [4]. При этом ожирение связано с так называемым "скрытым голодом" (hidden hunger). Скрытый голод испытывают люди, питающиеся дешевой пищей, богатой жирами и углеводами, но лишенной питательных веществ: много хлеба и растительного масла, мало овощей и зелени [5, 6].
  5. Ожирение связано с социально-экономическими проблемами. Это логично: чтобы быть в хорошей форме, у людей должен быть доступ к качественной еде и занятиям спортом [7, 8, 9]
Данная статья не является рекомендацией к инвестициям. Это мы пишем на всякий случай, чтобы к нам не было претензий, если вдруг вы купите все эти акции и что-то пойдет не так. Кстати, никакого отношения мы к этим компаниям не имеем.
Novartis International появилась после слияния в 1996 году двух компаний — Sandoz и Ciba. Сейчас Novartis — вторая по величине после Pfizer фармацевтическая компания в мире [10], с филиалами в 140 странах. Штаб-квартира в Базеле (Швейцария). В 2014 году Novartis основал центр в Хайдарабаде, Индия, чтобы офшорить некоторые из своих научно-исследовательских работ, клинических исследований и административных функций. Novartis также владеет 33,3% акций другого фармгиганта — Roche.

В прошлом, 2019, году вокруг Novartis разыгрался скандал, который подпортил репутацию компании. Дело было так. 24 мая FDA одобрило Zolgensma — генную терапию, предназначенную для лечения детей младше двух лет, страдающих врожденным смертельным заболеванием — спинальной мышечной атрофией (СМА). СМА — генетическое заболевание, встречающееся у 1 из 10 000 новорожденных и возникающее из-за потери участка хромосомы, содержащего ген SMN1, или его точечной мутации. В результате нарушается синтез SMN-белка, что приводит к гибели моторных нейронов и атрофии скелетной мускулатуры [11].

Zolgensma — самая дорогая терапия в мире: ее стоимость составляет 2 миллиона долларов США. Достаточно всего одной инъекции, чтобы вылечить ребенка, страдающего СМА и обреченного на скорую смерть. Так что для кого-то эти 2 миллиона долларов — цена жизни. Правда, эта инъекция может и не сработать, а цена препарата часто служит поводом для критики компании. И правда, редко кто способен заплатить такие огромные деньги за лечение своего ребенка.

Zolgensma не лишена побочных действий, была тестирована всего на 44 пациентах (что вполне нормально для таких редких заболеваний), а ее результаты в долгосрочной перспективе еще никто не смотрел. Впоследствии, 28 июня, после одобрения продукта, агентство AveXis Inc., производитель продукта, проинформировало FDA о том, что Novartis манипулировала данными, полученных при тестировании препарата на мышах. Чиновники заявили, что неточные данные не влияли на безопасность или эффективность терапии. Тем не менее, этот случай бросил тень на СЕО Novartis, Васа Нарасимхана (Vas Narasimhan), деятельность которого в остальном все же можно оценивать как успешную.

За финансовый год 2019 Novartis сообщила о прибыли в размере $11,732 млрд, а годовая выручка составила $48,677 млрд (это на 5,59% по сравнению с предыдущим финансовым циклом). Акции Novartis торговались по цене более $88,14 за акцию, а их рыночная капитализация была оценена в $205,32 млрд по состоянию на 28 апреля 2020 года [12].

Zolgensma была только второй генной терапией, одобренной FDA. Первой стала Luxturna, предназначенная для лечение слепоты. К 2025 году FDA ожидает одобрять от 10 до 20 новых клеточных и генных терапий в год. А значит, и тем, кто интересуется акциями биотеха, есть смысл смотреть в этом направлении.
СЕО компании Novartis Вас Нарасимхан
Vas Narasimhan, Twitter: @VasNarasimhan

Нарасимхан получил степень бакалавра в области биологических наук в Чикагском университете, степень доктора наук в Гарвардской медицинской школе и степень магистра в области государственной политики в Школе государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди. Работал глобальным руководителем отдела биофармацевтических препаратов и онкологических инъекций в Sandoz International.

Присоединился к Novartis в 2005 году. В 2014 году стал руководителем по развитию, а с 2016 по 2018 год занимал должность главы по разработке лекарств и главного медицинского директора компании Novartis.

5 сентября 2017 года он был назначен преемником Джозефа Хименеса на посту генерального директора Novartis.
Вас Нарасимхан рассказывает о миллениалах, мировом лидерстве и о том, как крупная фармакологическая компания (а именно Novartis) играет важную роль в развитии всего человечества.
Штаб-квартира
Базель, Швейцария
Год основания
1996
Сотрудников
118 400 (данные 2016 года)
Market cap: $210,08 млрд
Доход ttm: $7,45 млрд
Выручка ttm: $49,93 млрд
(на 03.06.2020)
Маркер
Инсулин, миостатин
Количество препаратов
166
Заболевание, которым занимается компания
Ожирение и диабет 2 типа
Для каких возрастных заболеваний и состояний может пригодиться
Ожирение, старческая немощность
Бимагрумаб
Нас заинтересовал препарат бимагрумаб (bimagrumab, другое название — BYM‐338) — моноклональное антитело, способное связываться с Act RII с большей аффинностью, чем натуральный лиганд — миостатин и активин А. Бимагрумаб способствует росту скелетных мышц, блокируя рецептор ACVR2B.

  • Рецептор ACVR2B (рецептор активина 2 типа) принадлежит семье рецепторов транформирующего фактора роста (TGF-beta receptor family) и модулирует сигналы TGF-beta лигандов. Эти рецепторы вовлечены во множество процессов — клеточная дифференциация, гомеостаз, остеогенез, апоптоз и другие.

BYM338 был изначально разработан компанией MorphoSys, а затем был лицензирован компанией Novartis. В 2013 году FDA выдала препарату статус прорывной терапии для лечения миозита с включениями, но клинические исследования 3-й фазы провалились, хотя на мышах и на клетках мышечная масса хорошо нарастала.

Препарат также тестировали на пожилых людях с саркопенией (клиническое исследование фазы 2): за 16 недель его применения мышечная масса и скорость ходьбы таких пациентов увеличились [13].


  • Миозит с включениями — распространенное у пожилых людей воспалительное заболевание мышц, характеризующееся медленно прогрессирующей слабостью и истощением как проксимальных мышц (ближайших к средней линии тела), так и дистальных мышц (конечностей), что наиболее заметно у сгибателей пальцев и разгибателей колена. [14]

Очень хорошие результаты получились, когда препарат протестировали для лечения ожирения у пациентов, больных диабетом 2 типа. Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование показало, что лечение бимагрумабом в течение 48 недель было безопасным и хорошо переносимым, уменьшило жировые отложения и вес при увеличении мышечной массы тела. На 48-й неделе жировая масса снизилась на 21% (7,5 кг) у тех, кто принимал бимагрумаб по сравнению с 0,5% (0,2 кг) у субъектов, получавших плацебо (р <0,001), а уровень гликированного гемоглобина (HbA1c) снизился на 0,76% в группе бимагрумаба по сравнению с увеличением на 0,04 % баллов в группе плацебо (р = 0,005). Вес снизился на 6,5% (5,9 кг) у пациентов, получавших бимагрумаб, по сравнению с 0,8% (0,8 кг) у пациентов, получавших плацебо (р <0,001). Мышечная масса тела увеличилась на 3,6% (1,7 кг) в группе бимагрумаба по сравнению со снижением на 0,8% (0,4 кг) в группе плацебо (р <0,001); ИМТ снизился на 6,7% (2,2 кг / м2) в группе бимагрумаба по сравнению с 0,8% (0,3 кг / м2) в группе плацебо (р <0,001).
Novo Nordisk — фармгигант с почти столетней историей и фокусом на метаболических заболеваниях. Дополнительное показание препарата лирагрутид, изначально предназначенного для лечения диабета, к лечению ожирения, оказалось невероятно успешным. Только 2019 году препарат принес компании $852 млн. Коммерческое название лирагрутида для лечения ожирения — Saxenda, а для диабета второго типа — Victoza.

Другие крупные компании, такие как Johnson & Johnson, AstraZeneca, Novartis и Sanofi, имеющие солидный портфель по диабету 2 типа, также попытались последовать примеру Novo Nordisk и извлечь выгоду из тесной связи между диабетом 2 типа и ожирением [18]. Тем не менее, если сейчас поискать клинические исследования терапии ожирения, найти удастся совсем немного. Это будут препараты Novo Nordisk, Novartis, Amgen, Ionis, Hanmi и Kintai. И лидером, конечно, останется Novo Nordisk, у которой шесть препаратов. Два из них на 2-3 фазе (всего у компаниия 18 препаратов на стадии КИ).
Ларс Фруергард Йоргенсен
Карьера Ларса Йоргенсена (Lars Fruergaard Jørgensen) в Novo Nordisk началась в 1991 году, сразу после получения степени магистра финансов и делового администрирования, с позиции экономиста в области здравоохранения, экономики и планирования. С тех пор Ларс был несколько раз повышен в должности, а в 2017 был назначен президентом и главным исполнительным директором.
Ларс отвечает на вопросы о пандемии, перспективах компании, взаимоотношении с Китаем и перенаправлении препарата, предназначенного для лечения диабета, на лечение болезни Альцгеймера.
Штаб-квартира
Год основания
1923
Сотрудников
38 000
Финансы
Market cap: $817 млрд
net profit margin 26,89%, net income $8,72 B
(декабрь 2019)
Маркер
Инсулин, лептин
Количество препаратов
18
Заболевания, на которых фокусируется компания
Диабет 1 и 2 типа, атеросклероз, ожирение, неалкогольное жировое поражение печени, гемофилия, расстройства роста
Для каких возрастных заболеваний и состояний могут пригодиться разработки компании
Метаболические заболевания, находящиеся в фокусе компании, чаще всего являются возрастными
Увеличение расхода энергии
Семаглутид действует как человеческий глюкагоноподобный пептид-1 (GLP-1), увеличивая секрецию инсулина, тем самым усиливая метаболизм сахара. Вводится подкожно с помощью специального устройства-дозатора. Одно из его преимуществ по сравнению с другими противодиабетическими препаратами заключается в том, что он обладает большой продолжительностью действия, поэтому достаточно инъекции один раз в неделю.

В мае 2020 года были опубликованы результаты клинических исследований фазы 3, в котором за 68 недель (год и 3,5 месяца) пациентам удалось похудеть на 17,4% от массы тела [19].

  • Глюкагоноподобный пептид-1 (GLP-1) это пептидный гормон, сигнализирующий разным системам организма о насыщении и самом факте приема пищи. Вырабатывается и секретируется специальными энтероэндокринными L-клетками кишечника и некоторыми нейронами в стволе мозга при потреблении пищи. GLP-1 обеспечивает контроль аппетита через высвобождение инсулина, ингибирование глюкагона, а также всасывание и метаболизм макронутриентов. Таким образом его употребление позволяет "обмануть" организм и наедаться меньшим количеством пищи отсюда и эффект в снижении веса. Кстати, противодиабетический эффект препарата также в немалой степени результат именно снижения веса пациента.

  • Глюкагон — это пептидный гормон, вырабатываемый альфа-клетками поджелудочной железы. Он повышает концентрацию глюкозы и жирных кислот в крови, действуя противоположно инсулину, который снижает внеклеточную глюкозу [20, 21].
Amgen Inc. (ранее Applied Molecular Genetics Inc.) — американская биофармацевтическая компания со штаб-квартирой в Таузенд-Оукс, Калифорния, где была основана в 1980 году.

В эту статью Amgen вошла из-за препарата AMG 171 — гибридного белка GDF15-Fc. Amgen — не единственная компания, пытающаяся разрабатывать препараты GDF15: кроме уже упомянутого Novo Nordisk, похожими разработками занимаются Janssen, NGM Bio, Eli Lilly. Но для лечения пациентов, страдающих только ожирением и не отягощенных дополнительными заболеваниями, GDF15 тестируют только Amgen и Novo Nordisk. И если в целом про Novo Nordisk можно сказать, что та сосредоточена на заболеваниях, связанных с метаболизмом, Amgen — это компания, сосредоточенная на применении имеющихся в своем арсенале технологий в различных терапевтических областях, включая онкологию, гематологию и болезни, связанные с воспалением. Всего у Amgen 14 препаратов на третьей фазе КИ, три на второй и более 20 на первой.

Суть действия препарата AMG 171 была описана выше, поэтому в этом разделе мы на нем останавливаться не будем, а сразу перейдем к следующей компании.
СЕО компании Amgen Роберт Брадвэй рассказывает о том, как компания уже вложила $120 млн в образование по всему миру, а в 2017 году выступила спонсором небезызвестной Khan Academy: выдала академии грант в $3 млн на создание лекций по биологии. Брадвэй подчеркивает, что эти инвестиции окупятся в будущем и принесут пользу и компании, и всему миру. Правда, контракт был всего на три года и заканчивается в следующем году. Интересно, будут ли продлевать?
Штаб-квартира
Таузенд-Оукс, Калифорния, США
Год основания компании
1980
Сотрудников
22 000
Финансы
Market cap: $130.32 млрд
Доход ttm: $7,68 млрд
Выручка ttm: $23,97 млрд
(на 04 июня 2020)
Маркер
GDF-15
Количество препаратов
50+
Заболевание, для которого предназначен выбранный препарат
Ожирение
Для каких возрастных заболеваний и состояний может пригодиться
Функция не достаточно изучена. Возможно, кроме ожирения, пригодится для лечения диабета и ССЗ
Ionis Pharmaceuticals — биотехнологическая компания, базирующаяся в Карлсбаде, штат Калифорния. Специализируется на поиске и разработке целенаправленной терапии на основе РНК. У Ionis уже есть три препарата, выведенных на рынок — Spinraza (для лечения спинальной мышечной атрофии, о которой мы писали в разделе про Novartis), Tegsedi и WAYLIVRA. Среди партнеров компании — Biogen, Astra Zeneca и Roche.
Короткий промо-ролик, в котором бывший CEO и основатель Ionis, Стэнли Крук, говорит довольно общие вещи, касающиеся компании. Ролик, тем не менее, стоит просмотра: в нем красивые съемки пляжа и людей, занимающихся спортом и работающих в лаборатории.
До основания Ionis, Стэнли был главным исследователем (head of research) в GlaxoSmithKlein. В 2019 году был удостоен премии Мэссри за разработку антисмысловой терапии.
Лоренс Миньон (Laurence Mignon), PhD, директор по трансляционной медицине в IONIS Pharmaceuticals, рассказывает о результатах работы компании.
До работы в Ionis Лоренс Миньон работала в Orexigen — уже не существующей компании, фокусировавшейся на лечении ожирения. Любопытно это потому, что главный препарат этой компании — Contrave — можно привести как пример не самого удачного препарата для похудения.
Contrave был одобрен FDA в 2015 и выпущен на рынок с предупреждением: препарат может вызвать суицидальные мысли. А все потому, что этот препарат — коктейль из бупропиона и налтрексона — действует через центральную нервную систему.

Бупропион — антагонист никотинового ацетилхолинового рецептора и ингибитор обратного захвата дофамина и норадреналина. Он активирует нейроны проопиомеланокортина (POMC) в гипоталамусе, что приводит к потере аппетита и увеличению расхода энергии.
POMC регулируется эндогенными опиоидами посредством опиоид-опосредованной отрицательной обратной связи. Налтрексон, напротив, является чистым опиоидным антагонистом, поэтому еще больше усиливает активацию POMC бупропиона.

Штаб-квартира
Карлсбад, Калифорния, США
Год основания
1989
Сотрудников
817
Финансы
Market cap: $7,81 млрд
Доход ttm: $161,50 млн
Выручка ttm: $958,80 млн
(на 5 июня 2020)
Маркер
Инсулин
Количество препаратов
40+
Цель терапии
Снижение веса при диабете 2 типа
Для каких возрастных заболеваний и состояний может пригодиться
Может сработать при болезни Альцгеймера
Нас заинтересовал препарат IONIS-PTP-1BRx — ингибитор протеин-тирозинфосфатазы 1B, тестируемый в качестве дополнительной терапии у пациентов с избыточной массой тела, страдающих диабетом 2 типа. За 26 недель применения у пациентов, применявших этот препарат, масса тела снизилась в среднем на 2,6 кг [51], а также наблюдалось снижение гликированного гемоглобина (HbA1c), улучшению среднесрочных гликемических показателей, снижению уровня лептина и повышенного уровня адипонектина.
Первая статья в цикле про биотех
Как инвестиции в биотех могут спасти вашу жизнь. Но это не точно. Тема: межклеточный матрикс
Компании: Fibrocell, Forbius, Genzyme, Regulus, Fibrogen и Foresee. Мы не знаем, как не запутаться во всех этих Fib' и For', но кое в чём разобрались.
вторая статья в цикле про биотех
Биотех: холестерин, лептин, грелин
Поговорим о высоком холестерине, ожирении и регуляции чувства голода. И о том, какое отношение к этому имеют компании The Medicines Company, Alnylam, Regeneron, Esperion, Allergan, Rhythm Pharmaceuticals, Millendo и ERX.
Присоединяйтесь к обсуждению